Воспитатель Муравьева М.А. МОУ Ореховская СОШ СПДС
Методическая разработка: « Технологии деятельностного типа в детском саду» Для разновозрастных групп детского сада ЧАСТЬ2Реализацию деятельностного подходанеобходимо осуществлять во всех видах образовательной работы и в разныхнаправлениях: · самостоятельной деятельности,которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно, · непосредственной образовательнойдеятельности - организованной воспитателем; · совместной деятельности ребенка и взрослого – на условиях партнерства. На этапе выбора форм практического применения деятельностногоподхода с детьми одним из методов, который активно использовался мною сталметод проектов. Так была организована реализация ряда мини-проектов врамках познавательного развития детей, где в процессе применениядеятельностного подхода формировались действия с предметами(дидактическим игрушками, природным и полифункциональным материалом), детизнакомились с названием и назначением предметов и объектов, их основнымисвойствами и качествами. Совместно с семьями воспитанников были реализованыследующие проекты: «Мои любимые животные», «Традиции народов России», «ПДДдля детей», «Волшебное слово «спасибо» и др. Дети были непросто сторонними наблюдателями происходящих действий, а их активнымиучастниками. Результаты, так называемые «продукты» проекта Следующим приемом в реализациидеятельностного метода, в расширении познавательной сферы детей стало созданиемини-музеев в рамках комплексно-тематического планирования. В нашей группедействовало правило «Экспонаты музея не только можно, но и нужно трогать,изучать, ними можно играть». Все мини-музеи были организованы при самомактивном участии семей воспитанников. Особое местов нашей группе занимала театрализованная деятельность, которая так жеосуществлялась на основе деятельностного метода. Все дети поприроде своей маленькие исследователи и экспериментаторы. Эту особенность ястаралась использовать как можно чаще, ведь именно в такой деятельностивозможно формировать детскую любознательность, желание узнавать новое,проявлять творчество. Вместе с ребятами мы экспериментировали свеществами и материалами: водой, песком, бумагой, деревом, тканью, цветнымильдинками, звуками. Дети были активными участниками всех экспериментов . С помощьюигровых персонажей предлагала простейшие проблемные ситуации: Как вести себя наприеме у врача? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег?Как пройти по льду и не упасть и др. Деятельностный подход ятак же использовала при организации разнообразных режимных моментов. Ведьпроживая полноценный день в детском саду ребенок встречается со множествомпроблемных ситуаций, детских трудностей, из которых я помогаю выйти каждомупобедителем. Очень хочется похвастаться,что в своей практике впервыеприменила использование нестандартной совместной деятельности.Перед днем материорганизовала мероприятие,которое оченьпонравилось ребятам и родителям Увидев результаты и перевоплощения детей были ,в буквальном смысле ,удивлены. Особо хочу остановитьсяна образовательной технологии «Ситуация», которая не случайно получила такоеназвание, т.к в ее основе лежат различные развивающие ситуации. Часть из нихпланировала сама, некоторые возникали спонтанно, по инициативе детей, а яподхватывала их и старалась насытить ситуацию важным развивающим содержанием. Данную технологию стала применять со 2-ой младшейгруппы при проведении непосредственно образовательной деятельности в рамкахобразовательной области «Познавательное развитие» и по сегодняшний день сдетьми уже средней и старшей групп. Игровые ситуации организовывала сподгруппой детей. СТРУКТУРАТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ»: 1.Введение вситуацию 2. Актуализациязнаний и умений 3. Затруднение вситуации 4.«Открытие» нового знания 5. Включениенового знания (способа действия) в систему знаний и умений 6. Осмысление. Отличительнойособенностью данной технологии являлось то, что уже на этапе введения вситуацию учила детей ставить так называемую «детскую» цель. Задавая вопросы : «Хотите?», «Сможете?» целенаправленно формировала у детей верув собственные силы. Включала механизм мотивации «надо» - «хочу» - «могу». На этапеактуализации предлагала игровой сюжет, принимая который дети двигались к«детской» цели и даже не догадывались, что вскоре произойдет открытие новогознания. Ключевым вданной технологии является этап «затруднения в ситуации», которое ямоделировала в рамках выбранного сюжета. Для достижения своей «детской» целиребенку требовалось выполнить некое «пробное» действие, но выполнение егосвязывала с тем новым знанием, которое ребенку предстояло только «открыть» икоторое на данный момент у него отсутствовало. (например, объяснить маме потелефону, в каком магазине они сейчас находятся или узнать, сколько медведейпришло в гости?). С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» помогаладетям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Ситуациюзатруднения строила с соблюдением главного принципа деятельностного метода -принципа психологической комфортности, т.е. так, чтобы затруднение не вызывалоу детей негативных эмоций и чувства беспомощности. Считаю, чтоданный этап чрезвычайно важен для развития личностных качеств и установокдошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться,что правильное поведение в случае затруднения –не обида или отказ отдеятельности, а поиск причины и ее устранение. В процессе совместнойдеятельности вырабатывала у детей такое важное качество, как умение видеть своиошибки, признавать то, что «я чего-то ПОКА не знаю или не умею». Создавалаусловия для развития у детей познавательного интереса, т.к. предлагаемыезатруднения всегда личностно-значимы для каждого ребенка, а значит возникаетпотребность в его преодолении. В завершенииданного этапа, учитывая возрастные особенности детей, учебную задачу озвучиваласама фразами: «Молодцы, верно догадались! Значит нам нужно узнать…». На следующем этапе «открытия» нового знания вовлекаладетей в процесс поиска и открытия нового знаний. Как основными способамипреодоления затруднения предлагала воспитанникам способы «попробыватьдогадаться самим», «придумать самим», «спросить у того, кто знает», побуждаладетей задавать вопросы, грамотно формулировать их. Следуя этапам технологии, включая новое знание илиспособ действия, создавала ситуации, в которых новое знание можно использоватьв измененных условиях. При этом обращала внимание детей на умение слушать,понимать и повторять мою инструкцию. Обязательно использовала завершающий этап, т.к. это позволялоприобрести опыт выполнения таких универсальных действий, как фиксированиедостижения цели и определения условий, которые позволили добиться этой цели.Делала это с помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Комупомогли?» и других. Используемые приемы помогали детям осмыслить ихдеятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Учитывая возраст детейпроговаривала условия достижения «детской» цели сама, подводя детей к пониманиютого, что выполнить что-либо удалось благодаря тому, что они что-то узнали,чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть свожу воедино«детскую» и «взрослые» цели. На этом этапе особо уделяла внимание эмоциональнойсоставляющей моего взаимодействия с детьми: радости, удовлетворения от хорошосделанного дела, от совершенного открытия, от совместной работы. Таким образом,реализовывала потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка.Считаю, что это в свою очередь повышало уровень самооценки и способствовалоформированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Яумею!», «Я нужен»). Таким образом, система работы по реализациидеятельностного метода в режимных моментах, при организации разнообразных видовдетской деятельности, успешно осуществлялась в рамках непосредственнообразовательной деятельности в рамках образовательной области «Познание», сиспользованием технологии «Ситуация». Суверенностью можно сказать, что использование системно-деятельностного подходак организации познавательного развития детей и при проектированиивоспитательно-образовательного процесса в целом дает возможность сформироватьу детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнаватьчто-то новое и тем самым позволит добиться реализации современных целейобразования.Жан ЖакРуссо сказал: «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужныинструменты». Для меня, начинающего воспитателя, выбор однозначен – этодеятельностный подход, способствующий моему саморазвитию и становлению впрофессии. 14 декабря 2017 в 18:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.