Воспитатель Муравьева М.А. МОУ Ореховская СОШ СПДС
Методическая разработка: « Технологии деятельностного типа в детском саду» Для разновозрастных групп детского сада ЧАСТЬ1Методическая разработка: « Технологии деятельностного типа вдетском саду»
Дляразновозрастных групп детского сада
Автор :Муравьева Мария Александровна-воспитатель
Стаж работы 4 года,образование–среднее специальное «Галичский педагогический колледжКостромской области» по специальности:учитель начальных классов
с.Орехово2016г. Реализация системно-деятельностного подхода в детскомсаду.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Целью моей работы явилось создание системыработы попознавательному развитию детей разновозрастного дошкольного возраста впроцессе реализации технологий деятельностного типа. Основныезадачи, которые я ставила перед собой приступая к работе: 1. Описать теоретические аспектысистемно-деятельностного подхода. 2. Создать и апробировать системуработы по познавательному развитию детей разного дошкольного возраста сиспользованием системно-деятельностного подхода. 3. Создать полноценнуюпредметно-пространственную среду, направленную на познавательное развитие детейразного дошкольного возраста. 4. Представить пример формы работы сдетьми с применением образовательных технологий деятельностного типа. Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управлениепедагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованныхучебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не толькопредметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и егосамого как личность. Предполагаетоткрытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установкина свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
«Золотые правила» деятельностного подхода: · Подариребенку радость творчества, осознание авторского голоса; · Ведиребенка от собственного опыта к общественному; · Будь не«НАД», а «РЯДОМ»; · Радуйсявопросу, но отвечать не спеши; · Учианализировать каждый этап работы; · Критикуя,стимулируй активность ребенка.
Современные технологии деятельностного типа: · здоровьесберегающиетехнологии; · технологиипроектной деятельности; · технологияисследовательской деятельности; · информационно-коммуникационныетехнологии; · личностно-ориентированныетехнологии; · технологияпроблемного обучения; · игроваятехнология. Структура деятельности: 1.Создание проблемной ситуации 2.Целевая установка 3.Мотивирование к деятельности 4.Проектирование решений проблемной ситуации 5.Выполнение действий 6.Анализ результатов деятельности 7.Подведение итогов Внастоящее время наступило время задуматься о тех смыслах, которые заложены в ФГОС,которые должны реально войти в жизнь ДОУ и каждого педагога и ребёнка.Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, чтодошкольное образование должно быть ориентировано не на формальнуюрезультативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Какизвестно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее иобучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельностиего самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимопространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый моментсвоего развития. Сучётом этого первостепенной задачей педагогов в условиях обновления дошкольногообразования является создание предметно-развивающей среды. Главное требование корганизации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУпрограмме, особенностям педагогического процесса и творческому характерудеятельности ребенка. Также важным требованием к среде является учетособенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должнабыть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании,экспериментировании. Задействованность среды ребенком, её активное познание,изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок ивзрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметнойсреде. Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетомФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективноразвивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную,эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая средагруппы должнаменяться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,образовательной программы. Важнопомнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутойсистемы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, нои развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир,окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая кновообразованиям определенного возраста. Насессии « Из опыты реализации ФГОС ДО» на открытой педагогической конференции в этомгоду я поделилась опытом на тему«Формирование предметно-развивающей среды в разновозрастной группе детскогосада»(Приложение 1)
Итак, в нашем детском саду большое вниманиеуделяется построению образовательного пространства на деятельностной основе.Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующихдетское действие. Для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы онбез труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектированиеили художественное творчество - необходима соответствующая развивающая среда. Сегодня я хочу поделиться опытом использованияв своей работе с детьми развивающих игр на основе деятельностного подхода. Вгруппе оборудована зона с развивающими играми. Все в ней доступно детям.Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса,кроме того дают возможность многогранного развития личности, сплочения детей наоснове общих замыслов и интересов. Воснове системы развивающих игр лежат следующие принципы: · вдеятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр –забав через игры -задачи к учебно – познавательнойдеятельности; · совмещение и постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; · органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностьюребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду; · единствообучающих и воспитательных воздействий. Важнопомнить, что недостаточно вооружиться пусть даже самым полным и обширнымнабором игр, развивающими они станут лишь тогда, когда будут преподноситьсяребенку с соблюдением определённых правил: 1. иградолжна приносить ребенку радость, необходимо заинтересовать ребенка игрой, ненавязывая её; 2. игрунадо оживлять сказкой; 3.обязателен успех в самом начале, для этого начинаем игру с посильных задач; 4.нельзя мешать самостоятельному нахождению решения ребенком, так как нашацель научить ребенка не играть в конкретную игру, асамостоятельно мыслить и находить решение. Вот,что советует автор развивающих игр Б. П. Никитин: «Игра должна приноситьрадость и ребенку и взрослому. Заинтересовывайте ребенка игрой, но незаставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Развивающиеигры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Дайтевозможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже». В своейработе с детьми использую следующие развивающие игры: · логическиеблоки Золтана Дьенеша; · интеллектуальныеигры Никитина; · игры спалочками Кюизенера. Почемуя взяла для работы именно эти игры? Потому, что они побуждают детей кдеятельности, способствуют развитию детского творчества, познавательнойактивности, наглядно-действенного мышления, комбинаторных и конструкторскихспособностей. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время обществунеобходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности какинициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.Сегодня я познакомлю вас с одним из методов работы с блоками Дьенеша. Игроваяситуация на основе деятельностного подхода: Детямпредлагается разделить блоки (печенье, например) между Чиполлино и Буратино. УЧиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этойзадачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, естьнекрасные и некруглые. Таким образом дети сами могут придти к выводу, чтосправедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые инекрасные вне этого пространства. В последующем возможно использование болеесложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами.Эти игры проводятся аналогично предыдущей. Работус блоками Дьенеша можно проводить во всех сферах деятельности: · вподвижных играх (как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек,лабиринтов); · какнастольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигурыне хватает», «Найди место фигуре» и т. д.); · всюжетно- ролевых играх «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены натовар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме,открытке обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты,места).
14 декабря 2017 в 18:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.