Воспитатель Муравьева М.А. МОУ Ореховская СОШ СПДС

Методическая разработка: « Технологии деятельностного типа в детском саду» Для разновозрастных групп детского сада ЧАСТЬ1

 Методическая разработка:

« Технологии деятельностного типа вдетском саду»

Дляразновозрастных групп детского сада

 

 

 

 

 

 

                  

 

Автор :Муравьева Мария Александровна-воспитатель

            Стаж работы 4 года,образование–среднее специальное     «Галичский педагогический колледжКостромской области» по специальности:учитель начальных классов

    

                                          с.Орехово2016г.

Реализация системно-деятельностного подхода в детскомсаду.

«Единственный путь, ведущий к знанию –

 это деятельность»

 Б. Шоу

 

Целью моей работы явилось создание системыработы попознавательному развитию детей разновозрастного дошкольного возраста впроцессе реализации технологий деятельностного типа. 

Основныезадачи, которые я ставила перед собой приступая к работе: 

1.     Описать теоретические аспектысистемно-деятельностного подхода.

2.     Создать и апробировать системуработы по познавательному развитию детей разного дошкольного возраста сиспользованием системно-деятельностного подхода.

3.     Создать полноценнуюпредметно-пространственную среду, направленную на познавательное развитие детейразного дошкольного возраста.

4.     Представить пример формы работы сдетьми с применением образовательных технологий деятельностного типа.

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управлениепедагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованныхучебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не толькопредметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и егосамого как личность.

Предполагаетоткрытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установкина свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

 

«Золотые правила» деятельностного подхода: 

·         Подариребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

·         Ведиребенка от собственного опыта к общественному;

·         Будь не«НАД», а «РЯДОМ»;

·         Радуйсявопросу, но отвечать не спеши;

·         Учианализировать каждый этап работы;

·         Критикуя,стимулируй активность ребенка.

 

Современные технологии деятельностного типа: 

·         здоровьесберегающиетехнологии;

·         технологиипроектной деятельности;

·         технологияисследовательской деятельности;

·          информационно-коммуникационныетехнологии;

·         личностно-ориентированныетехнологии;

·         технологияпроблемного обучения;

·         игроваятехнология.

 Структура деятельности:

1.Создание проблемной ситуации

2.Целевая установка

3.Мотивирование к деятельности

4.Проектирование решений проблемной ситуации

5.Выполнение действий

6.Анализ результатов деятельности

7.Подведение итогов

Внастоящее время наступило время задуматься о тех смыслах, которые заложены в ФГОС,которые должны реально войти в жизнь ДОУ и каждого педагога и ребёнка.Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, чтодошкольное образование должно быть ориентировано не на формальнуюрезультативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию.

Какизвестно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее иобучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельностиего самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимопространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый моментсвоего развития.

Сучётом этого первостепенной задачей педагогов в условиях обновления дошкольногообразования является создание предметно-развивающей среды. Главное требование корганизации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУпрограмме, особенностям педагогического процесса и творческому характерудеятельности ребенка. Также важным требованием к среде является учетособенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должнабыть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании,экспериментировании. Задействованность среды ребенком, её активное познание,изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок ивзрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметнойсреде.   Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетомФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективноразвивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную,эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая средагруппы должнаменяться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,образовательной программы.

Важнопомнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутойсистемы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, нои развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир,окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая кновообразованиям определенного возраста.

Насессии « Из опыты реализации ФГОС ДО» на  открытой педагогической конференции в этомгоду  я поделилась опытом на тему«Формирование предметно-развивающей среды в разновозрастной группе детскогосада»(Приложение 1)

 

Итак, в нашем детском саду большое вниманиеуделяется построению образовательного пространства на деятельностной основе.Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующихдетское действие. Для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы онбез труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектированиеили художественное творчество - необходима соответствующая развивающая среда.

 Сегодня я хочу поделиться опытом использованияв своей работе с детьми развивающих игр на основе деятельностного подхода. Вгруппе оборудована зона с развивающими играми. Все в ней доступно детям.Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса,кроме того дают возможность многогранного развития личности, сплочения детей наоснове общих замыслов и интересов.

Воснове системы развивающих игр лежат следующие принципы:

·         вдеятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр –забав через игры -задачи к    учебно – познавательнойдеятельности;    

·         совмещение и постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

·         органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностьюребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

·         единствообучающих и воспитательных воздействий.

Важнопомнить, что недостаточно вооружиться пусть даже самым полным и обширнымнабором игр, развивающими они станут лишь тогда, когда будут преподноситьсяребенку с соблюдением определённых правил:

1. иградолжна приносить ребенку радость, необходимо заинтересовать ребенка игрой, ненавязывая её;

2. игрунадо оживлять сказкой;

3.обязателен успех в самом начале, для этого начинаем игру с посильных задач;

4.нельзя мешать самостоятельному нахождению решения ребенком, так как нашацель     научить ребенка не играть в конкретную игру, асамостоятельно мыслить и находить решение.

Вот,что советует автор развивающих игр Б. П. Никитин: «Игра должна приноситьрадость и ребенку и взрослому. Заинтересовывайте ребенка игрой, но незаставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Развивающиеигры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Дайтевозможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже».

В своейработе с детьми использую следующие развивающие игры:

·         логическиеблоки Золтана Дьенеша;

·         интеллектуальныеигры Никитина;

·         игры спалочками Кюизенера.

Почемуя взяла для работы именно эти игры? Потому, что они побуждают детей кдеятельности, способствуют развитию детского творчества, познавательнойактивности, наглядно-действенного мышления, комбинаторных и конструкторскихспособностей. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время обществунеобходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности какинициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.Сегодня я познакомлю вас с одним из методов работы с блоками Дьенеша.

 Игроваяситуация на основе деятельностного подхода:

Детямпредлагается разделить блоки (печенье, например) между Чиполлино и Буратино. УЧиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этойзадачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, естьнекрасные и некруглые. Таким образом  дети сами могут придти к выводу, чтосправедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые инекрасные вне этого пространства. В последующем возможно использование болеесложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами.Эти игры проводятся аналогично предыдущей.

Работус блоками Дьенеша можно проводить во всех сферах деятельности:

·         вподвижных играх  (как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек,лабиринтов);

·         какнастольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигурыне хватает», «Найди место фигуре» и  т. д.);

·         всюжетно- ролевых играх «Магазин»  (деньги обозначаются блоками, цены натовар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме,открытке обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты,места).

 

 

 

 

14 декабря 2017 в 18:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.