Воспитатель Муравьева М.А. МОУ Ореховская СОШ СПДС
Примеры сценариев проведенных занятий по ФЭМП в средней группе с использованием различного самодельного пособия по типу блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с применением технологий деятельстного типа.Тема: «В гости к геометрическим фигурам» Игра «Строим дорожку».
Игра «Расскажи о себе».
Игровое упражнение «Моделируемпрямоугольник».
Игра «Разложи правильно».
Цель:развитие математических способностей. Задачи: - развитие представления о прямоугольнике; - развитие умений выделять и абстрагироватьцвет, форму, величину, сравнивать предметы по заданным свойствам; - закрепление умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры; - развитие умения составлять целое из частей; - развитие восприятия, памяти, внимания,логического мышления; - формирование доброжелательного отношения кокружающему миру. Материал: логическиеблоки Дьенеша, таблицы, карточки с обозначением свойств, палочки Кюизенера (по 6 палочек: розового(число 2), голубого (число 3), фиолетового (число 6), черного (число 7) цвета),теремок, набор окон разной формы, набор геометрических фигур в занимательномисполнении, игрушка Вини-Пух.
С о д е р ж а н и е
I. Воспитатель: - Мы вчера с вами построили для геометрическихфигур терем-теремок. Им там очень понравилось, они говорят нам «спасибо» изовут в гости. Пойдем? Итак,мы отправляемся в путешествие. II. Игра «Строим дорожку»
Детямпредлагается построить дорожку из блоков Дьенеша так, чтобы в ней не было фигуродинакового цвета. Усложнение – требуется, чтобы при выполнении задания детиориентировались на два свойства: построить дорожку так, чтобы рядом были фигурыодинаковой формы, но разного цвета. Детиидут вдоль своих дорожек к теремку. III.Игра«Расскажи о себе»
В.: -Тянется-тянется цепочка за дальние леса, за высокие горы. В чистом поле теремок-теремок, Он не низок, не высок, не высок. Детистучат в теремок и спрашивают: «Кто-кто в теремочке живет?» Появляетсятреугольник (в занимательном исполнении). В.: -Что может треугольник рассказать о себе? Ребенокберет треугольник и рассказывает от лица треугольника («Я – треугольник, у меняесть три угла, три вершины, три стороны») Появляетсяквадрат (в занимательном исполнении), дети приветствуют его. В.: - Что может квадрат рассказать о себе? («Я– квадрат, у меня есть 4 угла, 4 вершины, 4 стороны одинаковой длины) IV.
В.: -Живет в этом теремке еще одна фигура с углами. (Появляется прямоугольник). Это– прямоугольник. Он очень горюет. Воспитательпродолжает от лица прямоугольника: - Я – прямоугольник, я очень неуклюжий. Еслиподнимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким, вот таким, а если лягу, тостановлюсь низким и толстым – вот таким! В.: - Ребята, давайте успокоим прямоугольник! Надопохвалить его и сказать о нем что-нибудь хорошее. Начинайте со слов:прямоугольник – ты очень хороший… Детихвалят прямоугольник, проговаривая название фигуры, выделяя ее свойства.Воспитатель подводит итог от лица квадрата: - Прямоугольник – мы с тобой похожи: у меня 4угла, 4 вершины и 4 стороны и у тебя – 4 угла, 4 вершины и 4 стороны. Но у менявсе стороны равны, я везде одинаковый, а у тебя – парные стороны: две длинные,а две – короткие. Это здорово! V. Игровоеупражнение «Моделируем прямоугольник».
Воспитательпредлагает для прямоугольника сделать подарок – выложить прямоугольники изпалочек Кюизенера. Педагог говорит детям, что прямоугольник можно построитьнесколькими способами: - закрыть окошечки, - сделать прямоугольник из полосок одногоцвета, обращаетвнимание, что у прямоугольника парные стороны: две – длинные, две – короткие. Послезавершения работы обращается внимание детей на то, какие разные получилисьпрямоугольники, задаются вопросы: -Покажите стороны прямоугольника (длинные, короткие). - Покажите углы прямоугольника. Сколько их? - У кого маленький прямоугольник? - У кого большой прямоугольник? - Из каких палочек ты строил прямоугольник?(длинные, короткие) Детиподводятся к выводу: чем больше палочка, тем больше прямоугольник. Прямоугольникблагодарит детей за подарки и сообщает, что в теремке живет еще одна фигура, ноона стесняется выходить потому, что унее нет углов. Угадайте, кто это? (круг) VI. «Разложиправильно».
Появляетсякруг с печальным выражением лица. В.: - Какой-то он грустный. Давайте спросим, чтослучилось. Детиспрашивают. Выясняется, что в тереме надо устанавливать окна (предлагаются окнаразной формы), а геометрические фигуры не могут выбрать нужные окна. Детипомогают выбрать окна и устанавливают их (Прямоугольнику – прямоугольное, кругу– круглое…) Геометрическиефигуры благодарят детей и прощаются с ними. Дети возвращаются в группу наковре-самолете. VII. Рефлексия.
Детейвстречает Вини-Пух, дети рассказывают ему, где были, что видели, чемзанимались, что больше всего понравилось.
Тема:«Мишка на прогулке» Загадки
Игра«Собери картинку» Игровоеупражнение «Найди такой же»
Задачи:
-закреплять знания геометрических фигур, цветов спектра; - сформировать понятия «такой же» и«одинаковый»; - развивать комбинаторные способности; - развивать классификационные умения; - развивать коммуникативные качества; - развивать внимание, память, мышление; - развивать двигательные навыки, учить выполнять движения слаженно,дружно, развивать умение координировать движение с текстом стихотворения; - развивать мелкую моторику ; - воспитывать послушание, любовь к родителям. Оборудование: костюмы мишки, медведицы,зайца, лисы (маски); шишки(большие и маленькие), 2 корзины, горка, геометрические фигуры; разрезные ицелые картинки с изображением Снеговика, зайца, медведя, лисы, Деда Мороза,мышки, волка, белки. Содержание
Ведущий:
-За окном холодно, метет метель. Мы свами не пойдем гулять. Лучше я вам расскажу историю про мишку, мишку –шалунишку. Жестовая игра «Мишка косолапый»
Мишкакосолапый по лесу идет, Шишкисобирает, песенку поет. Вдругупала шишка прямо мишке в лоб! Мишкарассердился и ногою – топ! Большеон не будет по лесу гулять, Сядетна машину и поедет спать. Ведущий:
- Обиделся мишка на шишку и лег спать в своюберлогу (укладывает мишку спать). Спит Мишутка и не знает, что осеньзакончилась, и наступила зима. Жестовая игра «Как на горке снег, снег…»
Какна горке – снег, снег. Ипод горкой – снег, снег. Апод снегом спит медведь. Тише,тише! Не шуметь!
Ведущий:
- Прибежал к нему зайчонок, стал медвежонкабудить. Зайчик:
-Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? Мишка:
-Потому что снег и лед – не малина ине мед!
Ведущий:
- Ребята, давайте попросим мишку не сердиться. Жестовая игра «Мишка, не сердись!»
Миша,Миша, не сердись, Лучшес нами веселись, Миша, поклонись! Миша,покружись! Миша,попрыгай! Миша,вот – комок, Миша,брось снежок! Миша,вот – гора, Внизкатись, ура! Детипо очереди катаются с горки. Ведущий:
- Скатился мишка с горки и оказался наполянке. Смотрит: зайцы играют. Подвижная игра «Лиса и зайцы»
Наполянку, на тропинку Тихопадают снежинки. Наснегу танцуют зайки, Нашизайки – попрыгайки. Зайкилапки согревают Ив ладоши ударяют. Вотони какие – зайки. Нашизайки – попрыгайки. Зайкилапки согревают, Зайкиножки выставляют. Вотони какие – зайки. Нашизайки – попрыгайки. Алисичку увидали, Сразузайки задрожали. Ведьони – трусишки – зайки, Нашизайки – попрыгайки. Ведущий:
- Разбежались зайцы, и лиса убежала. Присмотрелся мишка, а наполянке – картинок много-много! Давайте поможем мишке сосчитать! Мишке помогаем смело, Ах!Какое это дело! Любимвсе морозный день, Мы считаем ,нам не лень! (Дети считают по карточкам ) Ведущий:
- Молодцы! Хорошопотрудились. Как много маленьких шишек! А больших сколько? (Считают: « Один,два, три, четыре, пять») Посчитайте – ка опять! (Один, два, три, четыре, пять).(Воспитатель убирает две шишки). А теперь сколько? (3) Молодцы, ребята, всешишки сосчитали! Ой, что случилось с зайчиком? Он замерз! «Зайцухолодно зимой,» - Про себя решил косой. Зайчик:
- Вот придет весна, потом Я себе построю дом! Ведущий:
- Зачем же ждать весну, давайте сейчаспостроим зайцу дом, а заодно и мишке. А чтобы узнать , из чего будем строить,надо отгадать загадки.
Нетуглов у меня. Ипохож на блюдце я, Натарелку и на крышку, Накольцо, на колесо, Ктоже я такой, друзья? (круг)
Ондавно знаком со мной. Каждыйугол в нем – прямой, Всечетыре стороны Одинаковойдлины. Вамего представить рад, Азовут его…. (квадрат)
Триугла, три стороны Могутразной быть длины. Еслистукнешь по углам, Тоскорей подскочишь сам. (треугольник)
Детиотгадывают загадки, называют цвет геометрических фигур, определяют ихколичество. Затем строят домики для зверей. Ведущий:
- Ребята, пока вы строили домики, на полянку прибежала лиса. Здравствуй, лисонька! Чтоты хочешь нам сказать? Лиса: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, зверята! Лиса – лесных зверей краса: Что нос, что ушки, что глаза! Сидит и шубка ловко, Одна беда – плутовка!
Ведущий:
- И то правда,хороша. Красивалисонька? А какого цвета шубка? Давайте посчитаем, чего у лисоньки два? один?четыре? Лисонька больше не будет зайчиков пугать, позовем ее с нами поиграть? Жестовая игра «Снеговик» Давай,дружок, смелей, дружок, Катипо снегу свой снежок – Онпревратится в толстый ком, Истанет ком снеговиком. Егоулыбка так светла! Дваглаза… шляпа… нос… метла… Носолнце припечет слегка – Увы!И нет снеговика. Ведущий:
-Как грустно, снеговик растаял. Чтобы звери не грустили, давайте им сделаемподарок. Дидактическая игра «Собери картинку» Детисобирают из частей портреты лесных жителей. Игровое упражнение «Найди такой же»
Медвежонокговорит, что слышал такие слова, как «одинаковый» и «такой же», но не знает,что они означают, просит детей объяснить и показать. Воспитательпредлагает детям поискать одинаковые картинки.
Ведущий:
Итут мишка услышал, что его зовет мама – медведица. Он ведь вылез из берлоги иушел гулять, не спросив свою маму. Вот она и волнуется. Мишка сразу побежал кмаме – медведице. Мишка: - Прости меня, я убежал! Спасибо, что нашла меня! И снова вместе ты и я!
Ведущий:
- Мишка пообещал маме никогда не уходить издома без спроса. Медведица:
- Мишка наш ходил гулять, Он устал и хочет спать. Вот его кроватка, Будет спать он сладко. Ну никак не хочет спать! Жестовая игра «Хатка»
Есть в лесу под елкой хатка, Там уснули медвежата, А меньшой не хочет спать, Маме стал надоедать. Капризуля косолапый Просит: «Ужин мне состряпай, Принеси скорей сюда Меду, рыбки из пруда.» «Баю – баю, надо спать, - Напевает сыну мать – Ты уснешь, и сон придет – Все в корзине принесет!»
Ведущий:
-Спит мишка, а мы пойдем. А не то разбудем мишку. Пусть поспит он до весны, до конца посмотритсны.
Тема: «Путешествие в волшебный лес».
Игра «Загадки без слов».
Игра «Засели домики».
Игра «Четвертый лишний».
Игра «Сложи квадрат».
Цель: развитие математических способностей, формирование классификационныхумений. Задачи: - развитие умения расшифровывать(декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств упредметов по их знаково-символическим обозначениям; - закрепление умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры; - развитие умения классифицировать предметы поодному, двум свойствам; - развитие умения составлять целое из частей; - развитие умения находить общий признакпредметов и находить в совокупности «лишний» предмет; - развитие восприятия, памяти, внимания,логического мышления; - формирование доброжелательного отношения кокружающему миру. Материал: логические блоки Дьенеша, таблицы, карточки собозначением свойств, логическиетаблицы, игр «Сложи квадрат», карта, игрушки: Вини-Пух, медведица, пирамиды,конверты с цветовыми витражами (котенок, медвеженок и др) С о д е р ж а н и е
I. Воспитательсообщает детям, что в детский сад принесли письма. В.: - Сколько писем ? (2). - Как вы думаете, в каком конверте письмо длянашего Вини? (в большом, с изображением медвежонка).Письмо прислала мама Вини –Пуха. Кто мама у медвежонка? (медведица). Где она живет? (в лесу, в берлоге).(Воспитатель читает письмо). Мама-медведица живет в волшебном лесугеометрических фигур, она очень скучает по своему сыну и просит нас привестиего к ней в гости. А чтобы мы не заблудились, медведица прислала нам карту.(Рассматривают карту). - Что первое мы увидим на пути? (дерево). Кудапотом отправимся? (к домикам). Что увидим в конце пути? (берлогу). Повторим,чтобы запомнить( Дети хором повторяют: «Дерево – домики – берлога» 3 раза). II. Игра «Загадкибез слов».
Дети берутся за руки, образуя цепочку.Воспитатель ведет их к дереву. В.: - Вот стоит какое дерево большое. А что этопод ним? (блоки Дьенеша, геометрические фигуры). Блоки Дьенеша предлагают нампоиграть с ними. Я буду показыватькарточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайтеэти фигуры. (Воспитатель показывает карточки, дети по очереди называютзагаданную фигуру, все показывают соответствующий блок). Молодцы,все загадки отгадали. А теперь найдите маленькие блоки, им пора домой. III. Игра «Заселидомики».
Переддетьми таблицы с изображением дорожек и домиков. На перекрестках указан цвет,форма или цвет и форма блоков. Дети выбирают дорогу, раскладывают блоки вдомики. (младшие – цвет или форма (1 свойство), старшие – цвет и форма (2свойства)). В конце проверяют, объясняют свой выбор. В.: - Молодцы! Фигуры говорят нам: «Спасибо!», анам пора отправляться дальше. Вспомним, какой путь был указан на карте. (Дерево– домики – берлога). Дерево мы нашли, домики тоже, а где же берлога? (Детипоказывают направление). Нодорога перекрыта! (На полу разложены логические таблицы) IV. Игра«Четвертый лишний».
Детиберут карточки и по очереди определяют общий признак предметов и находят в совокупности «лишний» предмет, доказываясвой выбор. В.: - Какие вы умные дети! Дорога свободна.Подойдем тихонько. Оченьинтересный лес! Здесь вместо деревьев растут пирамиды. (Дети показывают большиеи маленькие пирамиды). Какого цвета пирамиды? (разноцветные). Детиздороваются с медведицей. Медведица благодарит их за то, что они привели к нейВини. Медведицасообщает, что в лесу геометрических фигур был очень сильный ветер. Все квадратырассыпались и никто не может их собрать. Детипринимают решение собрать квадраты. V. Игра «Сложи квадрат». Дети складывают квадраты (младшие –первый уровень сложности, старшие – второй уровень сложности) и относят ихмедведице. («Возьми, пожалуйста, мама – медведица!»). Медведица хвалит их. В.: - Вот какие хорошие у нас ребята. Теперьмедведица обними покрепче своего медвежонка и засыпай, ведь медведи зимойдолжны спать. А мы тебе на прощание засыпалочку расскажем.
VI. Жестовая игра «Как на горке снег, снег…»
Дети проверяют, заснули лимедведи, и на цыпочках уходят из леса.
VII. Рефлексия( Где были? Что делали? Что понравилось?)
14 декабря 2017 в 17:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.