Воспитатель Муравьева М.А. МОУ Ореховская СОШ СПДС

Реализация проекта «Приобщение детей к русской народной культуре»

 Муниципальное  образовательное учреждение Ореховская СредняяШкола структурное подразделение детский сад.

                                                  Проект

«Приобщениедетей к русской народной культуре»

«Русскиенародные обычаи»

Подготовил:

воспитатель МуравьёваМария Александровна

 

Проектная работа «Приобщениюдетей к русской народной культуре» в средне-старшей группе.


Вид проекта:среднесрочный. 

Время реализации: 2017-2018г. 

Участники проекта: воспитатель группы:Муравьёва М.А.

Актуальность: Каждому человеку и каждомународу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважениемокружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей,других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когдаорганически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое –далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своёбудущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее ибудущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа.Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественногоразвития каждого человека и общества в целом. 

 Проблема: Любовь к родному краю, роднойкультуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своемужилищу, к своему детскому саду..Стоитзадуматься,а достаточно ли мы сделали,для того,чтобы дети научились пониматьсвою родную культуру,свой народ. В нашемсовременном мире, во время развития высочайших информационных технологий людивсё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи,предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интереск истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я ирешила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффектав приобщении детей к народной культуре и истории своего края.

  Задачи проекта: 
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, имы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследиярусского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс,оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Нашаосновная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к роднойземле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность,совестливость, способность к состраданию и др. Разнообразие форм знакомстваребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям,испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения.Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устногонародного творчества сложится для ребёнка образ Родины.
Гипотеза

Еслизнакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народнымииграми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будетспособствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитаниюдошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашейРодины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которымивосхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.

 

Предметно-развивающаясреда —система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функциональномоделирующее содержание развития его духовного и культурного облика     поданной теме поставило перед воспитателем не простую задачу-подбирать материалне только в соответствии с программой «От рождения до школы»,но исамостоятельно искать новые пути приобщения к родным традициям.
 Информативность (разнообразиетематики материалов и оборудования и активность воспитанников с предметами бытаи старинного русского костюма); 

вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные ихудожественные традиции,семейные традиции, климатогеографическиеособенности; 

полифункциональность (обеспечение всех составляющих не тольковоспитательно-образовательного процесса,но и совместной деятельности,кружковойработы и возможность разнообразного использования различных составляющихпредметно-развивающей среды); 

интегративность образовательных областей (материалы и оборудованиедля одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализациидругих областей); 

педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимостьи достаточность наполнения предметно-развивающей среды(музеи,костюмы,наглядности), а также обеспечить возможность самовыражениявоспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждогоребенка по данной теме;

 

трансформируемость (возможность изменений пространства и оформления группы,всоответствии данной темы,оформление выставок,проведение праздников не только вздании,но и на улице); 
  
Этап 1. Теоретический. План.

1. Информационный и рекламный блоки.

2.  Проведениеопроса - анкетирование.

3. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм длявсех возрастных групп.

Этап 2.Подготовительный.План.

1.  Создание предметно — развивающей среды: Оформление уголков старины, русскогобыта и игрушки,подготовка декораций,костюмов и головных уборов.

2.  Составление планов работы для всех возрастных групп.

3. Взаимодействие детского сада и социума  : школа, библиотека, родители.

Этап 3.Практический. План.

1.  Дниоткрытых дверей.

2. Встречи за круглым столом с родителями.

3. Практические занятия, семинары, консультации для педагогов.

4. Занятия, праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.

5.  Совместные экскурсии в школу, библиотеку, в ДДТ.

Этап 4.Заключительный, План.

1. Подведение итогов.

2. Обобщение опыта работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов,обычаев в современном детском саду».

3.  Викторины для детей и педагогов.

 

Анализдостижения поставленной цели и полученных результатов

-  Вгруппе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре,народному искусству;

- Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народнойкультуры;

- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных,подвижных игр;

-  Вуголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, порусской кухне, по народным праздникам;

-  Удетей появился интерес к изучению русской народной культуры;

- Сформировался необходимый минимум исторических знаний;

- Познакомили детей с народными играми, народным календарём, основамиправославной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:

- Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;

- Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;

- Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;

- Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;

- «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» становитсяближе, понятнее детям.

Приоритетныенаправления деятельности:

1. Окружение ребёнкапредметами национального характера. Это поможет детям с самого раннеговозраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использованиефольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы,поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценностирусского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные чертырусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре,красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками,загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческимнравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образомсочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки,заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру вблагополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваютсяразличные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляютсяположительные качества. Особое место в произведениях устного народноготворчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерствомчеловеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшимисточником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники итрадиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения захарактерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц,насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовойи различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности имногообразии.

4.  Ознакомление детей снародной декоративной росписью, увлечение их национальнымизобразительным искусством.

В программедля успешной реализации её на практике предусмотрены организационные иметодические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематическийгодовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятсяматериалы из самых разных литературных, исторических, этнографических иискусствоведческих источников.

Результатамипроведенной работы являются:

1.Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умеютиграть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

3. Знаниесказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительногоискусства.

4.Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знаютназвание праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знаниеистории русского народного костюма, головных уборов.

6. Используютатрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережноотносятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Необходимыеусловия реализации проекта.

-Владениепедагогами особенными художественными средствами: умениемпеть, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.

-Организациятворческих заданий с целью применения детьми полученныхзнаний непосредственно в той или иной деятельности.

-Активноесотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности сдействиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровоевзаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявитьсамостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.

Развивающаясреда в реализации проекта. Уголок русской старины.

Реальные предметы народногобыта и интерьера.

Декорациирусской избы.

«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами.

«Сборники произведений устногонародного творчества».

«Коробкаряжения» в народный костюм.

Информационныеплакаты и выставки.

Фотоотчёт

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяетформировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народнымистокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании иразвитии детей традиционны для практики дошкольного образования.Все, чтосвязано с народной культурой, человек должен узнавать и постигать на протяжениивсей жизни.   

Мы собрали мини-музейдеревянной матрешки

0d1c15a00951d4a4b706ed8246ba9f91.jpg

Устраивали выставку  народного быта.

 

В своих занятиях, беседах мы использовалиразные виды фольклора (сказки, песенки, Запевки, заклички, пословицы,поговорки, хороводы и т. д.) Рисовали и делали поделки.00e01a669cf2909cf3b96d1b05526789.jpg

 

 

1c8ff14aa2e08dc6b5530ed7a29fe348.jpgdd3e58d596aa08b4bdab770eca40988f.jpg28d7cd0ea63ef9137cec8760499cdc75.jpgafd60bd063cae5cd14b07cacb0e77625.jpg

  

В устном народном творчестве сохранилисьособенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде,храбрости, трудолюбии, верности. В приобщении детей к народной культуре должнызанимать место народные праздники и традиции.

eeb3ec60eb004b6160ab200120e12194.jpg

. Для ознокомления с русскими народными обычаями иобрядовыми праздниками, с народной игрой, играми на русских народныхинструментах, очень полезно знакомить детским фольклором. Мы обыгрывали игры- «Веселаямасленица»2a48bb7dee643a0bf2b67b12ed8351c8.jpg

«Чаепитие с самоваром»

2f0fe6bdc6be417bba2dc0418bad9aa0.jpg

«Масленичные гуляния»сконкурсами и чаепитием с блинами на улице.

bd64826a844abb21a9ede57f22274f67.jpg08da2fced624a54edb5f4e403c7945a7.jpg801b327bd4bef1f8adde2a867b5db211.jpgf28dbacb1d6ab197ee9c7998757078bd.jpg57a11aa1c6986546d41e1c90e55d17b3.jpg

 

 

 

 

 

Проводились беседы с детьми, рассматривали картины, иллюстрации сразными видами декоративного искусства,смотрели презентации.

d6db2314bc24a5a502a154e3f43b9c64.jpg

 Проводилиэкскурсию в птичий двор  «Труд русскогочеловека раньше и сейчас»

16ef2bb37aa6de747d4cfcfd37e75b50.jpg

Изготавливалиатрибуты костюмов .Устраиваликостюмированные праздники и выступления.

bc1740b464fbef015d7ac1831276b098.jpg85eaf03261f834f183511e0635d0249c.jpg75c682fd00fb58eab455a2ba5e0e12cf.jpg

Посещали нашу старую библиотеку,гденам устроили экскурсию в «Музей старины» и рассказали о прошлом нашего села.89756008dedd10e1d50313332a45a0ab.jpg8979a2dfd194347fdc675618f5659bfa.jpg

Участвовали  во всероссийских конкурсах рисунков иподелок.

7cacdb06c831e0a0218bb0c4ca62790b.jpg967d05dade11743304ec7f3756622928.jpg615a41bded30aae401e10849635df94e.jpg6552e344cf4a93620d2d8cfc713bc39c.jpg

 

 

Литература

1.     М.Ф. Литвинова. Русские народныеподвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическоепособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

14 ноября 2017 в 18:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.