Воспитатель Муравьева М.А. МОУ Ореховская СОШ СПДС
Реализация проекта «Приобщение детей к русской народной культуре»Муниципальное образовательное учреждение Ореховская СредняяШкола структурное подразделение детский сад. Проект
«Приобщениедетей к русской народной культуре»
«Русскиенародные обычаи»
Подготовил:
воспитатель МуравьёваМария Александровна
Проектная работа «Приобщениюдетей к русской народной культуре» в средне-старшей группе.
Проблема: Любовь к родному краю, роднойкультуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своемужилищу, к своему детскому саду..Стоитзадуматься,а достаточно ли мы сделали,для того,чтобы дети научились пониматьсвою родную культуру,свой народ. В нашемсовременном мире, во время развития высочайших информационных технологий людивсё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи,предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интереск истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я ирешила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффектав приобщении детей к народной культуре и истории своего края.
Еслизнакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народнымииграми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будетспособствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитаниюдошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашейРодины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которымивосхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.
Предметно-развивающаясреда —система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функциональномоделирующее содержание развития его духовного и культурного облика поданной теме поставило перед воспитателем не простую задачу-подбирать материалне только в соответствии с программой «От рождения до школы»,но исамостоятельно искать новые пути приобщения к родным традициям.
трансформируемость (возможность изменений пространства и оформления группы,всоответствии данной темы,оформление выставок,проведение праздников не только вздании,но и на улице);
1. Информационный и рекламный блоки.
2. Проведениеопроса - анкетирование.
3. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм длявсех возрастных групп.
Этап 2.Подготовительный.План.
1. Создание предметно — развивающей среды: Оформление уголков старины, русскогобыта и игрушки,подготовка декораций,костюмов и головных уборов.
2. Составление планов работы для всех возрастных групп.
3. Взаимодействие детского сада и социума : школа, библиотека, родители.
Этап 3.Практический. План.
1. Дниоткрытых дверей.
2. Встречи за круглым столом с родителями.
3. Практические занятия, семинары, консультации для педагогов.
4. Занятия, праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.
5. Совместные экскурсии в школу, библиотеку, в ДДТ.
Этап 4.Заключительный, План.
1. Подведение итогов.
2. Обобщение опыта работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов,обычаев в современном детском саду».
3. Викторины для детей и педагогов.
Анализдостижения поставленной цели и полученных результатов
- Вгруппе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре,народному искусству;
- Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народнойкультуры;
- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных,подвижных игр;
- Вуголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, порусской кухне, по народным праздникам;
- Удетей появился интерес к изучению русской народной культуры;
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний;
- Познакомили детей с народными играми, народным календарём, основамиправославной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:
- Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;
- Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
- Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;
- Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;
- «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» становитсяближе, понятнее детям.
Приоритетныенаправления деятельности:
1. Окружение ребёнкапредметами национального характера. Это поможет детям с самого раннеговозраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Использованиефольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы,поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценностирусского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные чертырусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре,красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками,загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческимнравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образомсочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки,заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру вблагополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваютсяразличные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляютсяположительные качества. Особое место в произведениях устного народноготворчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерствомчеловеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшимисточником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники итрадиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения захарактерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц,насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовойи различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности имногообразии.
4. Ознакомление детей снародной декоративной росписью, увлечение их национальнымизобразительным искусством.
В программедля успешной реализации её на практике предусмотрены организационные иметодические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематическийгодовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятсяматериалы из самых разных литературных, исторических, этнографических иискусствоведческих источников.
Результатамипроведенной работы являются:
1.Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеютиграть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Знаниесказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительногоискусства.
4.Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знаютназвание праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знаниеистории русского народного костюма, головных уборов.
6. Используютатрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережноотносятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Необходимыеусловия реализации проекта.
-Владениепедагогами особенными художественными средствами: умениемпеть, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
-Организациятворческих заданий с целью применения детьми полученныхзнаний непосредственно в той или иной деятельности.
-Активноесотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности сдействиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровоевзаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявитьсамостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.
Развивающаясреда в реализации проекта. Уголок русской старины.
Реальные предметы народногобыта и интерьера.
Декорациирусской избы.
«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами.
«Сборники произведений устногонародного творчества».
«Коробкаряжения» в народный костюм.
Информационныеплакаты и выставки.
Фотоотчёт
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяетформировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народнымистокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании иразвитии детей традиционны для практики дошкольного образования.Все, чтосвязано с народной культурой, человек должен узнавать и постигать на протяжениивсей жизни. Мы собрали мини-музейдеревянной матрешки
Устраивали выставку народного быта.
В своих занятиях, беседах мы использовалиразные виды фольклора (сказки, песенки, Запевки, заклички, пословицы,поговорки, хороводы и т. д.) Рисовали и делали поделки.
В устном народном творчестве сохранилисьособенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде,храбрости, трудолюбии, верности. В приобщении детей к народной культуре должнызанимать место народные праздники и традиции.
. Для ознокомления с русскими народными обычаями иобрядовыми праздниками, с народной игрой, играми на русских народныхинструментах, очень полезно знакомить детским фольклором. Мы обыгрывали игры- «Веселаямасленица» «Чаепитие с самоваром»
«Масленичные гуляния»сконкурсами и чаепитием с блинами на улице.
Проводились беседы с детьми, рассматривали картины, иллюстрации сразными видами декоративного искусства,смотрели презентации.
Проводилиэкскурсию в птичий двор «Труд русскогочеловека раньше и сейчас»
Изготавливалиатрибуты костюмов .Устраиваликостюмированные праздники и выступления.
Посещали нашу старую библиотеку,гденам устроили экскурсию в «Музей старины» и рассказали о прошлом нашего села. Участвовали во всероссийских конкурсах рисунков иподелок.
Литература
1. М.Ф. Литвинова. Русские народныеподвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическоепособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.
14 ноября 2017 в 18:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.