МОУ Ореховская СОШ СПДС
Орехово,Галичского района,
Костромской области
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Формирование предметно-развивающей среды в МОУОреховская СОШ СПДС» на примере средне-младшей разновозрастной группы.
Выполнила:Муравьева М.А.(воспитатель)
Проектная работа «Моделирование предметно- развивающей среды в средне-младшей разновозрастной группе ».
Вид проекта: среднесрочный.
Время реализации: 2014-2016г. (с переезда вновое здание детского сада (декабрь 2013г.) до полного внедрения ФГОСТ в работуСПДС в сентябре 2015г.)
Участники проекта: воспитатели группы:Муравьева М.А.,Соболева М.А.
Актуальность: В связи с введением новых федеральных государственныхобразовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос созданияпредметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенноактуальным. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобыдать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнкас учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Была определна Проблема:в связи с переездом детского сада в новое отремонтированное здание в конце 2013года ,перед всем коллективом воспитателей детского учереждения встала непростаязадача-заново оформить,предметно-развивающую среду групп,и всех помещенийздания детского сада , отвечающим в полной мере федеральным государственнымтребованиям .
Выделены следующие Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды в группе, обеспечивающие полноценное развитие младших дошкольниковв рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
2. Оформить интерьер позволяющий реализовать задачи общего и эстетическогоразвития детей младшего дошкольного возраста.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности младшихдошкольников (игровой, двигательной, самостоятельной, творческой, обучающей,художественной,театрализованной и др.).
4. Создать комфортные и безопасные условия пребывания воспитанников,соответствующие санитарно-гигиеническим нормам.
5. Расширить двигательное пространство, для увеличения двигательной нагрузки.
6. Создать мобильную, трансформируемую обстановку в помещениях группы.
7. Увеличить возможности для познавательно-исследовательской деятельности,экспериментирования.
Презентация проекта.
Мир детства всегда яркий, красочный, веселый и чуть сказочный, поэтому всепредметы интерьера в групповой комнате детского сада должны развивать у воспитанниковчувство эстетического восприятия, расширять кругозор, вызывать желание каждыйдень с радостью посещать детский сад. Наше учреждение работает по основнойобщеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Согласно Программе среда являетсяважным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматриваетвыделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннееоформление помещений.
Предметно-развивающая среда — система материальныхобъектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержаниеразвития его духовного и физического облика в соответствии с требованиямиосновной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Младшую разновозрастную группу 2015-2016г. посещало 16 воспитанников.Их них ранний возраст 2человека,1мл.гр.-1человек,2мл.гр.-7чел.,средняя гр.-6человек
Оформление группы для детей раннего возраста в детском саду – задача непростая, потому что это первое место, где малыши проводят время без мамы. Этосамый сложный период, связанный с адаптацией ребенка. Психологический комфорт иатмосфера уюта в группе – гарантия того, что ребенок быстро привыкнет и будетпрекрасно себя чувствовать в течение всего дня. Младший и среднийвозраст – важнейший этап в развитии ребенка.Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительногосамочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опытапредметно-познавательной и коммуникативной деятельности.
Создавая дизайн-проект предметно-развивающей среды группы,
участники проекта учитывали следующие принципы её построения:
Информативность (разнообразие тематики материалов иоборудования и активность воспитанников во взаимодействии с предметнымокружением);
вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные ихудожественные традиции, климатогеографические особенности;
полифункциональность (обеспечение всех составляющихвоспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразногоиспользования различных составляющих предметно-развивающей среды);
интегративность образовательных областей (материалы иоборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходереализации других областей);
педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимостьи достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечитьвозможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность иэмоциональное благополучие каждого ребенка,
трансформируемость (возможность измененийпредметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый планту или иную функцию пространства);
стабильность и динамичность предметного окружения, обеспечивающегосочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды;индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечиваетвоспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированиюличности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности.Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоциональноположительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новымивпечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности,способствует интеллектуальному развитию.
Участники проекта создали предметно-развивающую среду в группе, в которой преобладаетатмосфера тепла и домашнего уюта. В раздевалке располагаются индивидуальныешкафчики с именами детей и картинками для зрительного узнавания своегошкафчика.
Здесь нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей и детей. (стенд-газеты,плакаты,папки передвижки )
Оформлен уголок «Что нельзя приносить в детский сад» и уголокбезопасности
Родители идети могут выбрать любую книгу в литературном уголке «Вместе с родителями» ,гдена выбор представлены книжки соответствующие разным возрастам и на любойвкус:от *безопасности на дорогах* до* поделки своими руками*.
Творчествосвоих детей родители видят на стене «Мы рисуем».
В зависимости от времени года,меняется оформление этого уголка.
Развитие ребенка во многом зависит от организации предметной среды в групповом помещении. Мы постарались оформить группу в одном стиле, вопределенной цветовой гамме, чтобы каждая вещь находилась на своем месте. Детико всему имеют свободный доступ, что способствует развитию самостоятельности,умению найти себе занятие по душе.
Ребята очень много времени проводят в групповом помещении, поэтому мы –взрослые постарались создать такую обстановку, где детям интересно находиться.Кроме того, дизайн помещения несет в себе смысловую нагрузку и включает в себяразвивающую информацию для детей. Помещение группы получилось эстетическипривлекательным, развивающим, удобным и безопасным. Стены оформленыкрасочно,есть мини –музеи матрешек и игрушек.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в групповом помещениисозданы условия дляразных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой ипознавательно-исследовательской и т. д.). Пространство группы организовано ввиде хорошо разграниченных зон («центров», «уголков»), оснащенных большимколичеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества,развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет ребятам выбирать интересные длясебя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможностьэффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальныхособенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическимпланированием образовательного процесса.
Игровой уголок «Жилая комната»
Здесь собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта.Наши воспитанники не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатсядействовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневнуюжизнь. Игровая мебель: кухня, кроватка, стол,трюмо. Игрушки: куклы, пупсы,комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол,наборы посуды.
Некоторые предметы интерьера многофункциональны сразных сторон..Так магазин-ларек продуктов,где ребята учатся быть вежливымипродавцами и покупателями ,выполняет роль витрины аптеки и кукольного театра.
Дети в восторге от нашего театрализованного центра. Здесь есть герои,которые доставляют детям много радостных минут. Встреча с куклой помогаетребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Уголок любимых книг,очень любят дошколята.
Центр развивающих игр
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкоймоторики, воображения,музыкального восприятия. Комплектация: настольных игр,вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разноговида, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры
Уголок ИЗО
Младший возраст, наиболее благоприятен для развития интереса к изобразительнойдеятельности. Поэтому в уголке изодеятельности есть фломастеры, мелки, наборыкарандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, краски и кисти.
Уголок уединения –эта роль отведена настоящему пряничному домику в нашейгруппе.
Здесь дети любят посидеть с любимой игрушкой, полистать в одиночестве книжкуили просто отдохнуть и успокоиться. домик-избушку мы применяем в постановке различных русских народных сказок и утренников вместе с детьми
Физкультурныйуголок В нашем детском саду нет отдельногофизкультурного зала ,поэтому в группе предусмотрено все для занятийгимнастикой,физкультурой и зарядкой.
(оформлялся совместно с Соболевой М.А.)
В группе оформлен уголок природыи эксперементирования В целях непрерывного продолжения работыпо углублению и обобщению знаний детей о живой природе в группе необходимосоздать уголок природы, календарь наблюдений или центр по исследованиюокружающей среды. А, если есть такая возможность, – и то, и другое, и третье.
Этинаглядные материалы учат дошкольников осознанному и ответственному отношению кприроде, экологически целесообразному образу жизни. Центр экспериментирования ктому же удовлетворяет стремление детей к опытной и исследовательскойдеятельности.
Рабочее место воспитателя
А вот тут мы занимаемся
Мы считаем, что любой процесс, связанный с жизнедеятельностью малыша долженбыть интересным ему, вызывать положительный настрой.
А оформление уголка питания еще и развивать аппетит…
В зоне раздачи наша любимая Наталья Александровна угощает вкусной едой
Спальня
Важное место в жизни ребенка занимает сон. Чтобы ребенок спокойно чувствовалсебя во время засыпания, спальное помещение тоже должно быть уютным, комфортными создавать атмосферу отдыха.(оформлением спальной комнаты занимался второй воспитатель )
Оформление санитарной комнаты где веселый *умывальников начальник *подскажетребятам,как правильно мыть руки и пользоватьсяраковиной.
Эстетическая среда, созданная в группе, вызывает у детей и их родителейэмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его.Наша группа обогащает малышей новыми знаниями и впечатлениями, побуждает кактивной творческой деятельности, способствует их разностороннему развитию.
Итоги проекта:
1. В ходе его реализации проекта заметно повысился уровень профессиональногомастерства педагогов по данной теме. Педагогами были найдены удачные решения,позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы.Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы,стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональныхзонах, центрах. Хочется особо отметить,что все вгруппе сделано руками воспитателей.
2. Наблюдается продуктивность самостоятельной деятельности воспитанников.Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечиваетсяразнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещенияматериалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редкоссорятся из-за игр, игрового пространства, поскольку увлечены интереснойдеятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствуетоб их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Спасибо за внимание.Будем рады всех видеть у себя .
Использованнаялитература:
1. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построениеразвивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003.
2. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитииличности. // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4.
3. Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды вгрупповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2008. – № 5.
4. Доронова Т. Н. Об эстетике оформления групповых помещений. //Ребёнок вдетском саду. – 2004. – № 1
5. Короткова Н. А. Предметная развивающая среда: подход к взаимодействиюдетского сада с семьёй. //Ребёнок в детском саду. – 2004. - № 2
6. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлеченияродителей в жизнь детского сада – М. : ТЦ Сфера, 2011. (Приложение к журналу«Управление ДОУ»).
7. Полякова М. Н. Особенности организации предметно-пространственной среды. //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11
8. Федеральные государственные требования к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 23 ноября2009 года приказом № 655. Министерства образования и науки РоссийскойФедерации, вступили в силу с марта 2010 года).
9. Федеральные государственные требования к условиям реализации основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 20 июля 2011года приказом № 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации).